Стул, стол, шкаф — промышленный дизайн как результат сотрудничества визионеров.

28 мая 2020

Промышленный дизайн – есть результат сотрудничества визионеров: дизайнера и организатора производства. Тот, кто запускает продукт в серию, не меньший революционер и новатор, чем тот, кто его создает.

Филипп Старк: стул Louis Ghost

Когда речь заходит о компании Kartell и ее бестселлерах — объектах из пластмассы, обычно возникает вопрос: что было изначально, дизайнерские идеи или материал? Однозначного ответа не существует, зато существует легенда о том, как известные во всем мире стулья из прозрачной пластмассы появились на свет, более того, есть даже два варианта истории.

Владелец компании Клаудио Лути который, прежде чем возглавить Kartell, работал в модной индустрии, и стоял у истоков модной империи Versace, придя в компанию, взял курс на сотрудничество с дизайнерами, для Kartell стали работать Пьеро Лиссони, Джо Коломбо, Марсель Вандерс и другие. В середине 1990-х годов Лути оказался в Нью-Йорке, и стал свидетелем того, как полицейские, экипированные прозрачными щитами, усмиряли уличных хулиганов, швырявших в них всем, что попадалось под руку. И, согласно версии номер один, тогда-то Лути пришла в голову идея использовать прозрачный прочный поликарбонат “в мирных целях” для изготовления мебели. В лаборатории компании создали пластик с блестящей, как у стекла поверхностью, и с множеством других полезных характеристик, в частности, с устойчивостью к царапинам, и одним из первых с ним начал экспериментировать Филипп Старк.

Другой вариант истории, гласит, что Лути как-то показал Старку кусок прозрачного материала, разработанного в компании General Motors для военных нужд, и тот сказал, что у него появилась идея сделать простую прозрачную мебель, которая будет прекрасно оттенять и дополнять другие, более активные элементы декора интерьера. Так или иначе, но появился бестселлер компании — стул-невидимка Louis Ghost — ироничное переосмысление наследия эпохи барокко, элегантный, прочный, и абсолютно мирный предмет.

Группа Superstudio: стол Quaderna

Основатель компании Zanotta Аурелио Занотта был одним из первых в мебельной отрасли, кто стал серьезно изучать разработки итальянских архитекторов ХХ столетия, выбирая визионеров, проектировавших всё, и дома, и автомобили, и мебель, выискивая проекты, опередившие свое время. Столы серии Quaderna созданы бунтарями из объединения Superstudio (1966-1978), архитекторами, которые в целом не ставили себе задачу строить реальные здания, а сосредотачивались на переосмыслении роли архитектуры и дизайна в жизни общества и даже шире, в жизни планеты. И в частности, предполагали, что архитектуру можно заменить сеткой – так называемой суперповерхностью или матрицей для конструирования среды обитания, которая могла бы, например, подключаться к источникам энергии.

На рубеже 60-х и 70-х годов это было радикальной идеей, которая по мысли создателей, должна была спровоцировать переворот в сознании. Ячейки новой среды обитания, нейтральное пространство, свободное от влияния чего-либо, методом шелкографии нанесены на белую поверхность столов Quaderna (1970). Можно считать это неким предчувствием рождения глобальной сети интернета, а можно видеть в этом основы концепции «кирпичиков» функций, из которых строится здание того или иного назначения, впоследствии развитых Рэмом Колхасом, или просто использовать как поверхность для упорядочивания личного пространства.

Джордж Нельсон: системы хранения

Термин метадизайн возник в начале 60-х годов ХХ столетия, и, в частности, описывал дизайн как комплекс инструментов, применимых в самых разных сферах. Одним из первых метадизайнеров можно считать американского архитектора Джорджа Нельсона, благодаря которому появилась домашняя модульная система хранения, хорошо известная в обиходе под названием «стенка», а также многие, ставшие культовыми, предметы дизайна, например часы Ball Clock. Говорят, что, возможно, Нельсон и не является автором этих часов и ещё ряда предметов, считается, что он превосходно умел аккумулировать идеи, витавшие в разговорах с коллегами, и потом доводить эти идеи до конечного продукта. Он, в частности, обратил внимание на претензии к существовавшим на тот момент шкафам и системам хранения, эти предметы обстановки «съедали» и загромождали пространство.

В этот период в Америке случился бум потребления, и американцы столкнулись с проблемой хранения и размещения очень разных предметов, от бытовых приборов до спортивной экипировки, их дома начали превращаться в склады. Нельсон предложил конструировать системы хранения из открытых и закрытых модулей разной величины и различного назначения, оставляя между ними места для размещения настенных часов, картин или светильников, что визуально расширяло пространство, добавляло в помещение воздуха и упорядочивало хранение. Оригинальную систему Нельсона можно увидеть в музее дизайна Vitra, эта фабрика в 1958 году подписала договор на производство для европейского рынка мебели американской компании Hermann Miller, где Нельсон работал в качестве арт-директора. Vitra производит различные системы хранения, используя принципы свободной комплектации, разработанные Джорджем Нельсоном в 50-х годах ХХ века.

ВСЕ НОВОСТИ