Металл на кухне и в столовой

20 июля 2020

Металл – один из символов дизайна ХХ столетия. Недорогой, практичный и, что немаловажно, отвечающий духу эпохи и ритуалам все более ускоряющегося ритма жизни, этот материал предоставлял широкое поле для дизайнерских экспериментов, в частности с посудой и кухонными приборами.

Футурист

Имя американца Нормана Бела Геддеса, которого часто именуют отцом промышленного дизайна, чаще упоминают, когда речь идет об автомобилях: он много экспериментировал с аэродинамикой и создавал проекты автомобильных кузовов и самолетов, работая в направлении, которое получило названии «футуродизайн». Начавший свою карьеру как успешный театральный художник, оформивший более двухсот шоу, Геддес сделал много в области театрального освещения, предложив в 20-е годы ХХ века моделировать сценическое пространство с помощью света, что сегодня используется повсеместно. Параллельно он открыл свое собственное промышленное бюро, где проектировал предметы в диапазоне от автомобиля до газовой плиты. Одним из самых громких проектов Геддеса стала «Футурама» — изображавшая город будущего модель, построенная для павильона компании General Motors на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Полюбоваться на конструкцию, внутри которой миниатюрные обтекаемые автомобили носились по автострадам города-мечты, который должен был быть построен, по мысли дизайнера, в 1960-ом году, пришло около пяти миллионов человек.

Набор для коктейлей «Небоскреб»

Облик первого программируемого американского компьютера Mark I был также разработан Геддесом. Помимо этих грандиозных разработок, у дизайнера были не менее значимые работы в области дизайна нового стиля жизни. Одна из самых известных – набор для коктейлей «Небоскреб» состоящий из обтекаемого цилиндрического шейкера и бокалов на тонкой ножке из хромированного металла, вдохновленный силуэтом небоскребов Манхэттена, попавший во многие музеи дизайна, так же, как хромированный поднос «Манхэттен», впоследствии многократно копируемый разными производителями.

Обтекаемые

«Стримлайн» — стиль, сформировавшийся в 1930-е годы в США, своими плавными линиями олицетворявший скорость и аэродинамику и определявший облик американских автомобилей 1940-х годов. Но помимо транспортных средств – автомобилей, локомотивов и автобусов – принципы «стримлайна» повлияли на внешний облик практически всех промышленных товаров, в частности кухонной и бытовой техники. Одним из пионеров нового стиля был Раймонд Лоуи, который, начав свою карьеру как модный иллюстратор в американских изданиях Vogue и Harper’s Bazaar, благодаря своему художественному чутью стал ведущим промышленным дизайнером США.

 

Тостер от Раймонда Лоуи

 

Начиная с конца 20-х годов ХХ века, Лоуи проектировал внешний облик локомотивов, самолетов и автомобилей, и даже орбитальной станции НАСА «Скайлэб», что случилось уже в 1970-х годах. Но помимо этого он работал над внешним обликом бытовых приборов: холодильников и тостеров. Эффектный дизайн в стиле «стримлайн» способствовал тому, что тостер стал частью сервировки стола: уж больно красивы были отражавшие остальную сервировку хромированные поверхности этого прибора.

«Средний американец, живущий обычной жизнью, в деревне и в мегаполисе, обречен на ежедневный контакт с вещами, услугами и постройками, к которым приложила руку фирма Raymond Loewy».

Раймонд Лоуи

Именно стилю «стримлайн» обязана своим успехом компания KitchenAid. В 1937 году промышленный дизайнер Эгмонт Аренс спроектировал для компании бюджетную линейку миксеров, так называемую модель К, дизайн которой был построен на обтекаемых линиях. Несмотря на то, что компания выпускала кухонную технику для домашнего использования с 1918 года, и потребители очень хвалили качество приборов, именно планетарный миксер модели К стал настоящим прорывом. Он до сих выпускается в первоначальном дизайне, и его силуэт является зарегистрированной торговой маркой. В дальнейшем, компания, дополняя свою линейку бытовой техники, всегда придерживалась стиля «стримлайн».

Чайные церемонии

В любой статье о школе Баухаус, в любом перечне знаковых предметов, созданных там, всегда упоминается набор чайной посуды с заварочным чайником MT 49 из латуни и черного дерева, разработанный Марианной Брандт в 1924 году. Сегодня элегантность соединения геометрических форм, функциональность, лаконичность дизайнерского высказывания, присущие этому предмету, характеризуются как квинтэссенция идей Баухауса. Марианна Брандт разработала также всю систему освещения для знаменитого здания школы Баухаус в Дессау.

MT 49 от Марианны Брандт

Другая знаковая модель металлического чайника, разработанная в Баухаусе, была создана Наумом Слуцким — ювелиром, состоявшим в объединении Венские мастерские (Wiener Werkstätte) Йозефа Хоффмана и Коломана Мозера, а с 1919 года обучавшегося в Баухаусе. Лаконичные формы этого чайника до сих пор обыгрываются современными дизайнерами: черты модели Слуцкого можно обнаружить в электрочайниках компании Smeg и в гейзерных кофеварках La Cupola, выпускаемых компанией Alessi.

La Cupola

Королевский дизайн

Принц Сигвард Бернадот из Королевского дома Швеции первым из всей династии учился в обычной школе и первым из Бернадотов получил ученую степень в университете Упсалы. Но на этом он не остановился и поступил в Стокгольмский колледж искусств, где обучался нескольким специальностям, в частности сценографии, а затем продолжил обучение этой специальности в Мюнхене. Сигвард Бернадот успел поработать на немецкой киностудии UFA и американской MGM, имел отношение к производству знаменитых фильмах о Тарзане, но главное – за свою жизнь он разработал или имел отношение к разработке более 10 000 предметов обихода – от посуды до пишущей машинки – и заслужил прозвище «дизайн-принц». В начале своей карьеры, которая продолжалась до самой смерти в возрасте 94 лет, Сигвард Бернадот работал в компании Georg Jensen в Копенгагене, куда был приглашен самим основателем Георгом Йенсеном.

Термос Bernadotte

 

«В то время я был единственным ”современным” дизайнером у Георга Йенсена. Это я разрушил старый так называемый ”стиль Георга Йенсена” и создал новый стиль, который долго пробивался, но затем был принят всерьёз, несмотря на то, что продажи сначала шли не особенно хорошо».

Сигвард Бернадот

В 1938 году Бернадот разработал для компании линейку посуды из нержавеющей стали с ребристой поверхностью, в которую входили блюда, кувшин, кофейник, сахарница, ведерко для люда и многое другое. Эти предметы (коллекция Bernadotte) выпускаются до сих пор, а на основе дизайна кувшина компания выпускает термос-кувшин. В 2016 году дизайнер Патриция Уркиола, вдохновившись стилем Бернадота, создала для компании коллекцию Urkiola, обыграв контраст между гладкой полированной сталью и характерными для стиля Бернадота ребристыми поверхностями, которые в её интерпретации стали скорее гофрированными.

 

ВСЕ НОВОСТИ