Вико Маджистретти: Il grande semplice (великая простота)

6 октября мы отмечаем столетие Вико Маджистретти (1920-2006), архитектора и дизайнера, который не только построил здания и спроектировал предметы, ставшие впоследствии знаковыми для ХХ столетия, но и был в когорте тех, кто создал облик послевоенной Италии, превратив страну в лидера промышленного дизайна.

Маджистретти родился в Милане, в семье архитектора, продолжая семейную традицию, учился в Политехническом институте (Politecnico di Milano), но во время Второй мировой войны был вынужден уехать в Швейцарию (всегда был убежденным противником Муссолини), вернувшись в Италию после войны, получил диплом Политеха. Будучи в Швейцарии, Маджистретти познакомится с архитектором Эрнесто Натаном Роджерсом, одним из членов легендарной группы BBRP (Банфи, Бельджойзо, Пересутти, Роджерс), развивавшей в 1930-х идеи итальянского рационализма, прославившейся впоследствии постройкой 106-метровой Башни Веласка (Torre Velasca) в Милане. Находясь в эмиграции, Роджерс разработал программу нового послевоенного строительства в Италии, где особое значение уделялось концепции так называемого «социального жилого дома» – поискам нового типа доступного жилья, более того, шире – окружающей это жилье среды, и молодой Маджистретти увлекся его идеями. В начале 1950-х годов миланские власти приняли решение о строительстве квартала QT8, это был эксперимент в области современного градостроительства и урбанистики. Маджистретти построил для QT8 круглую церковь Santa Maria Nascente (Рождества Богородицы) в соавторстве с Марио Тедески и участвовал в проектировании многоквартирных домов. В дальнейшем в своих архитектурных проектах он придерживался идей рационального синтеза функции и красоты в гармонии с окружающей средой. Как и многие его коллеги в послевоенное время, Вико Маджистретти параллельно с архитектурой занимался проектированием мебели, сначала это были предметы, предназначенные для конкретных построек, заказы на изготовление которых размещались в местных мастерских.

Цель проектирования – универсальный объект, прочный, удобный, легкий, оригинальный и простой в производстве.

Предметом, который стал для Маджистретти буквально судьбоносным, стало деревянное кресло Carimate, спроектированное в 1959-м для гольф-клуба на озере Комо его же постройки. В тот же период он строил виллу для фабриканта мебели Чезаре Кассины, которому приглянулся Carimate, его компания Cassina запустила модель в производство, и она очень быстро стала бестселлером. Возможно, популярность Carimate не только в Италии, но и в других странах Европы связана с тем, что Маджистретти сделал современный предмет, который, тем не менее, прекрасно мог сочетаться с мебелью и постройками предыдущих лет, ведь несмотря на послевоенный экономический бум, далеко не все потребители были готовы выбросить на свалку истории все, что было нажито ранее.

Светильник Eclisse – предтеча моды на космический дизайн, конструкция из трех полусфер с поворотным рассеивателем имитирует лунное затмение и позволяет самостоятельно регулировать интенсивность освещения.

В 1956 году Маджистретти стал сооснователем ADI — ассоциации итальянского дизайна и вошел в жюри премии Compasso d'Oro, сам несколько раз став ее лауреатом, в том числе за светильники Eclisse (Artemide, 1967) и Atollo (Oluce, 1976), диван Maralunga (Cassina, 1979), четвертый «Золотой циркуль» ему вручили за карьеру в дизайне в 1996 году. Как предметный дизайнер он сотрудничал с такими марками как DePadova, Fritz Hansen, Kartell, Artemide, Oluce, Campeggi, Flou. Почти 80 процентов от спроектированных им моделей, до сих пор в производстве, в оригинальном или модифицированном виде.

Контекст эпохи: в 1974 году компания Cassina начала производить диван Maralunga, в этом году Эрно Рубик представил свой Кубик Рубика, а группа Abba выиграла конкурс «Евровидение». Когда Maralunga в 1979 году после пяти лет производства получил Compasso d'Oro, миру было представлено другое эпохальное изобретение: компактный плеер для аудио кассет Walkman.

Во второй половине своей карьеры Маджистретти пришел к принципам выразительного минимализма, его интересовал феномен noname – предметы повседневности, неизвестно, кем придуманные, зарекомендовавшие себя незаменимыми и практичными, рациональные по форме, идеальные с точки зрения функции, такие, например, как зонтик. В конце 1970-х годов он начал преподавать в Royal College of Art, у него учились такие яркие представители нового минимализма как Джаспер Моррисон и Константин Грчич.

«Добиться простоты — самое сложное, что есть в дизайне», Вико Маджистретти

16 октября 2020
ВСЕ НОВОСТИ