ВЫСТАВКА «АКТУАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ»

В Галерее дизайна / bulthaup с 21 октября открыта выставка «Актуальное рисование».

Экспозиция объединяет предметы дизайна выдающихся европейских мастеров Гаэтано Пеше, Фредерика Кислера, Мари Кристоф, Богуслава Хорака, Гордона Матта-Кларка, Анки Ван Донген, Фредерика Кислера, а также произведения русских художников Максима Кантора, Ивана Говоркова, Андрея Пахомова, Елены Губановой, Арсения Блинова, Григория Брускина и других. Идея выставки - функционирование рисунка в пространстве. Не только в привычном «картинном» формате, но и в виде предметов дизайна, декор и силуэты которых наполняют интерьер и создают новый художественный мир.

Актуальное рисование – продолжение темы

Текст: Маргарита Костриц, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея

Прошедшая в 2014 году выставка в Русском музее оставила устойчивый интерес к теме, интерес у художников, дизайнеров и даже любителей рисования. В чем же особенности подобного рисования? Может быть, в свободном, бескомпромиссном существовании линии, перенесении ее в реальное пространство? Мы наблюдаем, как линия изменяет его подобно пространству в садах Пале-Рояль, выстроенному в гранях черного и белого Даниелем Бюреном, или парит в воздухе в металлических нитях летящего облака Антонио Тапьеса (фасад здания фонда Антонио Тапьеса в Барселоне).

Об этом думал еще в тридцатые годы классик Хуан Миро, «погружая» линию в другое измерение. Сегодня актуальный рисунок сформировал собственные культурные взаимосвязи. В нем работают мастера самых разных цеховых традиций – художники, дизайнеры и архитекторы, мыслящие, прежде всего, пространством и делающие его полем своих художественных высказываний.

Наверное, решающим в этом движении стали рисунки-силуэты, над которыми работали выдающиеся мастера дизайна и архитектуры. В 1957 году в галерее Пегги Гугенхайм были показаны странные силуэты – оригинальные пластические формы - кресла Фридерика Кислера, демонстрирующие новый взгляд на пространство жизни как пространство художественное. Формы Кислера сегодня находят продолжение во многих арт-практиках. Мы знаем бесконечную вариативность и возможности пластического обобщения «нестыкующихся» реальностей (один из наиболее ярких примеров - Гордон Матта-Кларк, Office Baroque, 1977). Развивая каноническую форму рисунка, часто работает с силуэтом крупнейший художник и дизайнер Гаэтано Пеше. Его эскизы близки ренессансной монументальной архитектуре, образы которой становятся современными и лаконичными в предметной форме. «Двойное кресло», «Стул с натюрмортом», «Поцелуй» обретают в материале новый содержательный смысл (Лампы – профили или знаменитые спальни). Актуальный рисунок строится на некой объективности, «самостоятельности» линии, которая может быть не только на бумаге, но и в металле, ткани, световом луче и так далее. Здесь мы ощущаем одновременное существование и «несуществование» предмета, его прошлое и настоящее, реальное и нереальное.

Не случайно у многих художников возникает интерес к «металлическому» рисунку. Мы видим проволочный интерьер Анны Желудь, созданный одновременно с ним и показанный в 2003 году на выставке в Русском музее уникальный интерьер из пересекающихся металлических линий Богуслава Хорака, «призрачный» рисунок из проволочных очертаний люстр и ваз (ваза Pompei) Марии Кристоф, прозрачные женские торсы, наполненные цветами и бабочками Анки Ван Донген (торс Feeling good), напоминающие ушедшее время предметы Паскаля Палуна («Пишущая машинка», «Натюрморт»), стулья-вешалки Mate Анализы Доминони и Бенедетто Куакуаро, и наконец, рисовальную вязь кресла Corallo Фернандо и Умберто Кампана.

Новый смысл линии почувствовал один из самых значительных петербургских художников Андрей Пахомов, создавая свой рисунок по другим композиционным законам – рисунок как будто случайно оказавшийся на бумажном листе и устремленный за его границы. Блестящие рисовальщики знатоки классической формы Елена Губанова и Иван Говорков, словно зашифровывают ее в своих визуальных линеарных знаках, магия которых открывает нам все новые и новые изображения. Своеобразное пост-рисование уже запечатленного медийного, экранного предмета, преображенного импульсивными линиями заметно в больших панно дизайнера Андрея Блинова («Даная»). И рядом «Рисунки на песке» Марины Любаскиной, зафиксированные в новых медиа.

Контекст выставки, включающий многие известные предметы дизайна, дает нам возможность увидеть их объектами новейшего рисования - «Купальщица в чайной чашке» (сервиз Undressed, Esther Hörchner) с тончайшим нитяным рисунком в фарфоровой массе, неожиданные, словно движущиеся линии столов и стульев Фабио Новембре, или как будто случайные граффити (комод Black & White) Мимо Паладино. Эти предметы в своей форме, как правило, соединяют противоречивые смыслы, обнажая прием «другого» содержания.

Возможностями линии в различные периоды интересовались и мастера прошлого (естественен здесь орнаментальный рисунок Ивана Билибина - эскиз для монеты с двуглавым орлом, 1910-е годы) и выдающиеся мастера современности (сложнейший иконографический рисунок Григория Брускина - «Вожатый с громкоговорителем» к проекту «Жизнь превыше всего» Рейхстаг, Берлин, 1999 г.).

Актуальное рисование как понятие, естественно, не охватывает всех граней этого явления. Несомненно, более важен показанный на выставке увлекательный процесс рисования, получивший распространение не только у художников, но и у самой широкой аудитории.

21 октября 2015
ВСЕ НОВОСТИ

Notice: Undefined index: action in /var/www/bulthaup/bulthaup2/web/src/Kabamen/Application/Template/template.php on line 346