SUPRA OMNIA AMARE

14 февраля в 19:00 в Галерее дизайна/bulthaup скрипка и фортепиано расскажут историю любви в рамках романтической программы SUPRA OMNIA AMARE(Любовь превыше всего).

Исполнители:
Рида Талан (скрипка)
Нина Градова (фортепиано)

 

                                       ПРОГРАММА:

I отделение

 

Бах Иоганн Себастьян  (1685-1750)                                                                                  Оркестровая сюита  D-dur   №3  (BWV 1068)                                                             Ария   часть   II                                                                                                         Гавот  часть  III

Великий немецкий композитор и органист большую часть своей жизни посвятил церковной протестантской музыкальной культуре , но были периоды жизни, отданные  светской музыке. Эта сторона творчества Баха достигла полного расцвета в кётенский и лейпцигский период, когда он написал сюиты для оркестра, или, как сам он их называл, — увертюры (1-я  и 2-я созданы в начале 20-х годов, 3-я и 4-я   между 1727 и 1736 годами).

Баховская оркестровая сюита возникла  в точке пересечения двух тенденций — синтез  добротной немецкой выделки и французского остроумия. На авансцене — гавоты и менуэты, полонезы и рондо, бурре и жига.

Третья сюита D - dur задумана в реалистической немецкой манере. В тематизме Гавота сделан нарочито резкий акцент на народно-бытовом нюансе. И при этом в прекрасной арии  сюиты посреди беспечного веселья возникают проникновенно-лирические интермедии.

 

Паганини Никколо (1782-1840)

Cantabile  D-dur ( op.17)

Творчество итальянского скрипача и  композитора Никколо Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма на рубеже 18 и 19  веков.

Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности инструмента. В свои скрипичные пьесы композитор ввёл новые колористические и технические эффекты: технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты и т.д. Но поистине мировую славу композитора и исполнителя ему принесла открытость и страстность нового мелодического языка, характерного для романтической музыки.

Первоначально Cantabile было написано для двух любимых инструментов Паганини: скрипки и гитары. Надо отметить, что только для этого лирического дуэта композитор в течение пяти лет с 1801 года создал 12 сонат, и все эти произведения написаны в особом возвышенном вокально-декламационном стиле.

В наши дни со сцены чаще звучит Cantabile в переложении для скрипки и фортепиано.

 

Мария Терезия фон Парадис (1759 – 1824)

Сицилиана

Имя незрячей австрийской пианистки и певицы Марии Терезии фон Парадис в конце XVIII  века было известно на лучших концертных площадках Европы. Мария, потерявшая зрение в раннем детстве, уже с 16 лет давала мировые гастрольные  турне. Сам великий Вольфганг Амадей Моцарт посвятил ей Концерт для фортепиано с оркестром B-dur.

Мария Терезия выступала и как композитор. Знаменитая  Сицилиана с  ее неторопливым  плавным движением  в ритме пасторали -  одно из самых исполняемых  произведений автора, переложения которого существуют для самых разных инструментов – в том числе и для скрипки.

 

Жюль Эмиль Фредерик Массне  (1842 -  1912)

«Медитация»  («Размышление») из оперы « Таис»

Французский композитор Жюль Эмиль Фредерик Массне  получил известность в основном благодаря своим операм. Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон», «Вертер», «Дон Кихот» (с  Федором Шаляпиным в главной роли), «Сид» и «Таис».

Некоторые из его оперных инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями.

Сюжет оперы «Таис» (1894) – это вечная история любви. На этот раз –  трагическая любовь монаха и куртизанки, а «Медитация»   из 2 акта для скрипки соло и оркестра  – размышление главной героини о будущем и о желании  порвать с прошлым…

 

Морис Равель (1875–1937)

Хабанера

 

Жозеф Морис Равель  – французский композитор, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века, родился в городе Сибур на юге Франции, недалеко от границы с Испанией.  Общение в детстве с музыкальной культурой этих двух стран впоследствии помогло открыть Равелю источник вдохновения своего творчества.

Уже на последнем году обучения в Парижской консерватории, которую  он закончил по классу фортепиано, проявилась страсть к сочинительству и он пишет цикл произведений на испанские мелодии – «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт» и знаменитая«Хабанера». Это обращение к испанской тематике с ее пряными гармониями и причудливым ритмом не случайно. Позже  композитор неоднократно  будет возвращаться к теме вокализа из«Хабанеры» и  использует ее в третьей части своей «Испанской рапсодии».

 

Фриц  Крейслер  (1875 – 1962)

 «Муки любви» 

Австрийский скрипач и композитор Фриц  Крейслер, совмещавший активную  творческую  деятельностью с исполнительской, был удивительныи музыкальным мистификатором.

В 1905 году он создал цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" - 19 миниатюр, написанных под видом  обработок композиторов 18-19века Ф. Куперена, Л. Пуньяни, Л. Боккерини и др. Крейслер  скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции. Первоначально эти «транскрипции» он исполнял на собственных концертах, затем опубликовал, и они молниеносно разошлись по всему свету.

Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов - "Радость любви", "Муки любви", "Прекрасный розмарин", которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь через 30 лет в 1935 г. Крейслер признался в мистификации. По его словам, идея пришла ему в голову в связи с желанием пополнить свой концертный репертуар. «Я находил, что постоянно повторять собственное имя в программах будет неловко и нетактично».  Разоблачение вызвало бурю.

 

Фриц  Крейслер 

 «Цыганка»  (op. 8)

К моменту написания скрипичной миниатюры  «Цыганка»  в 1917 году композитор уже прошел большой творческий и человеческий путь, начиная от обучения в Венской и Парижской консерватории, многолетних успешных гастролей по миру ( включая неоднократные выступления в России), до ранения на фронте  Первой мировой войны и отъезда в Америку.

«Цыганка »– шедевр  зрелого мастера с пряным испанским колоритом и абсолютной  ритмической свободой.

 

I I отделение

 

Йозеф Сук (1874-1935)

«Песнь любви» № 1 (Op. 7)

Йозеф Сук – чешский композитор, скрипач и педагог, ученик А. Бенневица по классу скрипки и А. Дворжака по классу композиции.

В 1891 году в возрасте 17 лет он стал одним из основателей знаменитого Чешского квартета (затем в течение 42 лет играл партию второй скрипки). В том же году юный композитор начал сочинение цикла «Шесть пьес для фортепиано»  Op. 7 с популярной в том числе в переложении для скрипки и фортепиано пьесы «Песнь любви».

 

П.И.Чайковский (1840-1893)

"Сентиментальный вальс", ор.51 №6

Творчество русского композитора Петра Ильича Чайковского еще раз подтверждает истину, что настоящий мастер велик во всех своих проявлениях – от грандиозного симфонического полотна до скромной по размеру инструментальной миниатюры.

1882 год, проведенный в Каменку, небольшой деревушке в окрестностях Киева застал Чайковского за работой над сборником 6 произведений для фортепиано. Он посвятил его семье своей сестры. Шестая, она же последняя, пьеса, «Сентиментальный вальс», была посвящена Эмме Гентон, гувернантке-француженке.

Существует версия транскрипции для чарующего тембра виолончели, но переложение для скрипки с фортепиано является более привычной слушателю. В числе прочих миниатюр Чайковского этот вальс один из самых  популярных в мире.

 

 

Сергей Сергеевич  Прокофьев (1891-1953)

Вальс  из II картины оперы  «Война и мир».

Вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского –  один из самых известных  фрагментов  оперы «Война и мир». Он имеет три явных значения:   олицетворение полудетской прелести Наташи, возрождение  надежды в душе  князя Андрея  и, наконец, - предчувствие грядущей судьбы героев. Первые два значения заданы самим сюжетом, последнее – авторское слово композитора.

В драматургическом отношении вальс Наташи и Андрея – не только кульминация картины, но завязка и кульминация лирической драмы всей оперы. Он становится лейтмотивом оперы, скрепляющим элементом музыкальной драматургии: звучит в монологе Андрея, вспоминающего о Наташе и в сцене последней предсмертной встречи героев.

Этот вальс – поэма о несбывшейся любви,  о хрупкости счастья и слабости надежды…

 

Сергей Прокофьев

Балет по сказке Ш.Перро «Золушка»,

Мазурка

( обработка М. Фихтенгольца)

Прокофьев несколько лет мечтал создать балет по сказке Ш.Перро «Золушка», но приступил к созданию, когда ему было уже около 50 лет в 1940 году и посвятил его великой русской балерине Галине Улановой, исполнительнице роли Джульетты в его же  балете «Ромео и Джульетта».

Мазурка из сцены бала 2 акта появляется в череде дворцовых бальных танцев, но даже на их ярком фоне она выделяется блеском, капризной  прокофьевской  мелодией, с неожиданным лирическим соло —  после чего  заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.

Музыкальные номера из балета звучат в переложениях для разных составов и сольных инструментов и по праву занимают почетное место на концертах симфонической музыки.

 

Мануэль Мария Понсе Куэльяр  (1882 -  1948) 

«Эстрелита»  в обработке Яши Фейхеца

Один из ведущих мексиканских композиторов 1-й половины 20 века, сочинения которого отмечены ярким национальным колоритом, Мануэль Мария Понсе Куэльяр  

писал музыку для сольных инструментов, камерных ансамблей и оркестров.

Понсе сотрудничал с  артистами мексиканской вокальной сцены и результатом стало сочинение романсов, обработок мексиканской народной музыки и песен.

 Мексиканскую серенаду «Эстрелита», созданную в 1912 году, можно услышать сегодня в  различных обработках.

«Эстрелита» для скрипки с фортепиано в обработке Яши Фейхеца - поистине уникальное скрипичное сочинение о любви.

 

 

А́стор Пьяццо́лла (1921- 1992)

Танго "Rio Sena" и "Chau Paris"

Выдающийся аргентинский музыкант и композитор, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, А́стор Пьяццо́лла на родине известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»). Обычно танго этого композитора принято играть большими исполнительскими составами. Поэтому танго"Rio Sena" и "Chau Paris" были написаны композитором в 1955 во Франции для Парижского оперного оркестра и джазового пианиста Марсиаля Солаля.

В переложении для скрипки и фортепиано сохраняется пронзительный лиризм и яркая страстность танго и, в то же самое время, музыка А. Пьяццоллы звучит по-новому, свежо и оригинально

 

 

14 февраля 2017
ВСЕ НОВОСТИ

Notice: Undefined index: action in /var/www/bulthaup/bulthaup2/web/src/Kabamen/Application/Template/template.php on line 346