SUPRA OMNIA AMARE
14 февраля в 19:00 в Галерее дизайна/bulthaup скрипка и фортепиано расскажут историю любви в рамках романтической программы SUPRA OMNIA AMARE(Любовь превыше всего).
Исполнители:
Рида Талан (скрипка)
Нина Градова (фортепиано)
ПРОГРАММА:
I отделение
Бах Иоганн Себастьян (1685-1750) Оркестровая сюита D-dur №3 (BWV 1068) Ария часть II Гавот часть III
Великий немецкий композитор и органист большую часть своей жизни посвятил церковной протестантской музыкальной культуре , но были периоды жизни, отданные светской музыке. Эта сторона творчества Баха достигла полного расцвета в кётенский и лейпцигский период, когда он написал сюиты для оркестра, или, как сам он их называл, — увертюры (1-я и 2-я созданы в начале 20-х годов, 3-я и 4-я между 1727 и 1736 годами).
Баховская оркестровая сюита возникла в точке пересечения двух тенденций — синтез добротной немецкой выделки и французского остроумия. На авансцене — гавоты и менуэты, полонезы и рондо, бурре и жига.
Третья сюита D - dur задумана в реалистической немецкой манере. В тематизме Гавота сделан нарочито резкий акцент на народно-бытовом нюансе. И при этом в прекрасной арии сюиты посреди беспечного веселья возникают проникновенно-лирические интермедии.
Паганини Никколо (1782-1840)
Cantabile D-dur ( op.17)
Творчество итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини - одно из ярких проявлений музыкального романтизма на рубеже 18 и 19 веков.
Он произвёл переворот в скрипичном исполнительском искусстве, обогатив и расширив возможности инструмента. В свои скрипичные пьесы композитор ввёл новые колористические и технические эффекты: технику двойных нот, игру на одной струне, pizzicato, флажолеты и т.д. Но поистине мировую славу композитора и исполнителя ему принесла открытость и страстность нового мелодического языка, характерного для романтической музыки.
Первоначально Cantabile было написано для двух любимых инструментов Паганини: скрипки и гитары. Надо отметить, что только для этого лирического дуэта композитор в течение пяти лет с 1801 года создал 12 сонат, и все эти произведения написаны в особом возвышенном вокально-декламационном стиле.
В наши дни со сцены чаще звучит Cantabile в переложении для скрипки и фортепиано.
Мария Терезия фон Парадис (1759 – 1824)
Сицилиана
Имя незрячей австрийской пианистки и певицы Марии Терезии фон Парадис в конце XVIII века было известно на лучших концертных площадках Европы. Мария, потерявшая зрение в раннем детстве, уже с 16 лет давала мировые гастрольные турне. Сам великий Вольфганг Амадей Моцарт посвятил ей Концерт для фортепиано с оркестром B-dur.
Мария Терезия выступала и как композитор. Знаменитая Сицилиана с ее неторопливым плавным движением в ритме пасторали - одно из самых исполняемых произведений автора, переложения которого существуют для самых разных инструментов – в том числе и для скрипки.
Жюль Эмиль Фредерик Массне (1842 - 1912)
«Медитация» («Размышление») из оперы « Таис»
Французский композитор Жюль Эмиль Фредерик Массне получил известность в основном благодаря своим операм. Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон», «Вертер», «Дон Кихот» (с Федором Шаляпиным в главной роли), «Сид» и «Таис».
Некоторые из его оперных инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями.
Сюжет оперы «Таис» (1894) – это вечная история любви. На этот раз – трагическая любовь монаха и куртизанки, а «Медитация» из 2 акта для скрипки соло и оркестра – размышление главной героини о будущем и о желании порвать с прошлым…
Морис Равель (1875–1937)
Хабанера
Жозеф Морис Равель – французский композитор, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века, родился в городе Сибур на юге Франции, недалеко от границы с Испанией. Общение в детстве с музыкальной культурой этих двух стран впоследствии помогло открыть Равелю источник вдохновения своего творчества.
Уже на последнем году обучения в Парижской консерватории, которую он закончил по классу фортепиано, проявилась страсть к сочинительству и он пишет цикл произведений на испанские мелодии – «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт» и знаменитая«Хабанера». Это обращение к испанской тематике с ее пряными гармониями и причудливым ритмом не случайно. Позже композитор неоднократно будет возвращаться к теме вокализа из«Хабанеры» и использует ее в третьей части своей «Испанской рапсодии».
Фриц Крейслер (1875 – 1962)
«Муки любви»
Австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер, совмещавший активную творческую деятельностью с исполнительской, был удивительныи музыкальным мистификатором.
В 1905 году он создал цикл скрипичных пьес "Классические рукописи" - 19 миниатюр, написанных под видом обработок композиторов 18-19века Ф. Куперена, Л. Пуньяни, Л. Боккерини и др. Крейслер скрыл свое авторство, выдав пьесы как транскрипции. Первоначально эти «транскрипции» он исполнял на собственных концертах, затем опубликовал, и они молниеносно разошлись по всему свету.
Одновременно он опубликовал и свои стилизации старинных венских вальсов - "Радость любви", "Муки любви", "Прекрасный розмарин", которые подверглись уничтожающей критике и противопоставлялись транскрипциям как истинной музыке. Лишь через 30 лет в 1935 г. Крейслер признался в мистификации. По его словам, идея пришла ему в голову в связи с желанием пополнить свой концертный репертуар. «Я находил, что постоянно повторять собственное имя в программах будет неловко и нетактично». Разоблачение вызвало бурю.
Фриц Крейслер
«Цыганка» (op. 8)
К моменту написания скрипичной миниатюры «Цыганка» в 1917 году композитор уже прошел большой творческий и человеческий путь, начиная от обучения в Венской и Парижской консерватории, многолетних успешных гастролей по миру ( включая неоднократные выступления в России), до ранения на фронте Первой мировой войны и отъезда в Америку.
«Цыганка »– шедевр зрелого мастера с пряным испанским колоритом и абсолютной ритмической свободой.
I I отделение
Йозеф Сук (1874-1935)
«Песнь любви» № 1 (Op. 7)
Йозеф Сук – чешский композитор, скрипач и педагог, ученик А. Бенневица по классу скрипки и А. Дворжака по классу композиции.
В 1891 году в возрасте 17 лет он стал одним из основателей знаменитого Чешского квартета (затем в течение 42 лет играл партию второй скрипки). В том же году юный композитор начал сочинение цикла «Шесть пьес для фортепиано» Op. 7 с популярной в том числе в переложении для скрипки и фортепиано пьесы «Песнь любви».
П.И.Чайковский (1840-1893)
"Сентиментальный вальс", ор.51 №6
Творчество русского композитора Петра Ильича Чайковского еще раз подтверждает истину, что настоящий мастер велик во всех своих проявлениях – от грандиозного симфонического полотна до скромной по размеру инструментальной миниатюры.
1882 год, проведенный в Каменку, небольшой деревушке в окрестностях Киева застал Чайковского за работой над сборником 6 произведений для фортепиано. Он посвятил его семье своей сестры. Шестая, она же последняя, пьеса, «Сентиментальный вальс», была посвящена Эмме Гентон, гувернантке-француженке.
Существует версия транскрипции для чарующего тембра виолончели, но переложение для скрипки с фортепиано является более привычной слушателю. В числе прочих миниатюр Чайковского этот вальс один из самых популярных в мире.
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)
Вальс из II картины оперы «Война и мир».
Вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского – один из самых известных фрагментов оперы «Война и мир». Он имеет три явных значения: олицетворение полудетской прелести Наташи, возрождение надежды в душе князя Андрея и, наконец, - предчувствие грядущей судьбы героев. Первые два значения заданы самим сюжетом, последнее – авторское слово композитора.
В драматургическом отношении вальс Наташи и Андрея – не только кульминация картины, но завязка и кульминация лирической драмы всей оперы. Он становится лейтмотивом оперы, скрепляющим элементом музыкальной драматургии: звучит в монологе Андрея, вспоминающего о Наташе и в сцене последней предсмертной встречи героев.
Этот вальс – поэма о несбывшейся любви, о хрупкости счастья и слабости надежды…
Сергей Прокофьев
Балет по сказке Ш.Перро «Золушка»,
Мазурка
( обработка М. Фихтенгольца)
Прокофьев несколько лет мечтал создать балет по сказке Ш.Перро «Золушка», но приступил к созданию, когда ему было уже около 50 лет в 1940 году и посвятил его великой русской балерине Галине Улановой, исполнительнице роли Джульетты в его же балете «Ромео и Джульетта».
Мазурка из сцены бала 2 акта появляется в череде дворцовых бальных танцев, но даже на их ярком фоне она выделяется блеском, капризной прокофьевской мелодией, с неожиданным лирическим соло — после чего заканчивается торжественно и пышно на фортиссимо.
Музыкальные номера из балета звучат в переложениях для разных составов и сольных инструментов и по праву занимают почетное место на концертах симфонической музыки.
Мануэль Мария Понсе Куэльяр (1882 - 1948)
«Эстрелита» в обработке Яши Фейхеца
Один из ведущих мексиканских композиторов 1-й половины 20 века, сочинения которого отмечены ярким национальным колоритом, Мануэль Мария Понсе Куэльяр
писал музыку для сольных инструментов, камерных ансамблей и оркестров.
Понсе сотрудничал с артистами мексиканской вокальной сцены и результатом стало сочинение романсов, обработок мексиканской народной музыки и песен.
Мексиканскую серенаду «Эстрелита», созданную в 1912 году, можно услышать сегодня в различных обработках.
«Эстрелита» для скрипки с фортепиано в обработке Яши Фейхеца - поистине уникальное скрипичное сочинение о любви.
А́стор Пьяццо́лла (1921- 1992)
Танго "Rio Sena" и "Chau Paris"
Выдающийся аргентинский музыкант и композитор, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки, А́стор Пьяццо́лла на родине известен как «El Gran Ástor» («Великий Астор»). Обычно танго этого композитора принято играть большими исполнительскими составами. Поэтому танго"Rio Sena" и "Chau Paris" были написаны композитором в 1955 во Франции для Парижского оперного оркестра и джазового пианиста Марсиаля Солаля.
В переложении для скрипки и фортепиано сохраняется пронзительный лиризм и яркая страстность танго и, в то же самое время, музыка А. Пьяццоллы звучит по-новому, свежо и оригинально
![]() |
Презентация каталога CHIAROSCURO 21

КЬЯРОСКУРО 21: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Гастрономический вечер с рестораном "ЕМ"
