Gerrit Rietveld


Геррит Томас Ритвельд (1888-1964) — дизайнер, архитектор, мебельщик, модернист и изобретатель, один из столпов жизнестроительной утопии ХХ века. Родился в 1888 году. С 11 лет посещая вечернюю школу, помогал отцу делать мебель, потом оказался в учении у местного ювелира. В 1917 году открыл собственную мебельную мастерскую.

Знатоки дизайна ХХ века ценят Ритвельда за качественный переход от ремесленного изготовления к концептуальному проектированию. Он придумывал мебель, которая была на порядок проще и cкромнее, чем все современные ему предметы. Ритвельду доставляло удовольствие упрощать, сокращать и экономить.

Весь его ранний опыт проектирования аккумулировался в деревянном кресле, сделанном летом 1918 года из семи направляющих, шести столбов, двух распорок и двух досок. Спустя семь лет Ритвельд раскрасил это кресло в красный, синий, черный и желтый цвет. Красно-синий стул The Red Blue chair настолько сильно поразил воображение профессионалов и публики, что с течением времени оказался ключевым элементом музейных коллекций и обязательным фактом всех историй дизайна ХХ века.

В общей сложности он спроектировал около пятнадцати предметов, но каждый был результатом нетривиального инженерного исследования.

Репутацию Ритвельда-архитектора определил, по сути, один проект — культовый дом Шрёдер в Утрехте, построенный в 1924 году, — трехмерное воплощение идей неопластицизма, дом-манифест, экспериментальное жилье, с совешенно новым ощущением пространства. Позднее Ритвельд занимался социальным жильем.

Отношения с современниками складывались непросто. Проблемой было его простецкое происхождение. Ритвельд не был интеллектуалом и многие просто не воспринимали его всерьез.

Современники воспринимали его дизайн как красивый, но чересчур экстравагантный. Но, как ни крути, именно благодаря этим качествам красно-синий стул и особняк Шрёдер заняли почетное место в анналах истории ХХ века.